Городская базовая площадка 2025
Городская базовая площадка разработческого типа
«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ. Разработка методических рекомендаций для составления ИОМ воспитанников.
В рамках реализации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования г. Красноярска (Дорожная карта) нами с начала года была организована деятельность по проведению анализа содержания части, формируемой участниками образовательных отношений ОП ДО ДОО. Анализ выявил необходимость внесения изменений в ОП ДО в части включения технологий, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса и оценки индивидуального развития детей, используя результаты диагностики для построения индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Данный вопрос является актуальным для нашего учреждения. Количество детей, с поведением, отклоняющимся от нормы неуклонно растет. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, сверстники, воспитатели. Такому ребенку необходима своевременная помощь. Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, чаще всего выделяют три категории детей: агрессивные, гиперактивные, тревожные. И со всеми этими категориями необходимо комплексно проводить коррекционно-развивающую работу.
В связи с этим и возникла необходимость в создании особой системы индивидуального сопровождения детей «группы риска» с нарушениями в эмоциональной и познавательной сфере в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Цель работы ГБП: Разработка методических рекомендаций для составления ИОМ воспитанников различных групп рисков. (пункте 28.9. ФОП ДО определено, что к целевой группе обучающихся "группы риска" могут быть отнесены дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем; эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий); поведенческие проблемы (грубость, агрессия, обман); проблемы неврологического характера (потеря аппетита); проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве); проблемы регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания.
Перед собой мы поставили задачи:
1. Освоить теоретические основания индивидуализации образовательного процесса в ДОУ.
2. Разработать примерные ИОМ разных групп риска.
На основании психолого-педагогических наблюдений и диагностики, мы взяли такие группы риска как дети с проблемами эмоционального характера, поведенческого, невратического и дети с проблемами общения.
3. Разработать методические рекомендации, для составления ИОМ воспитанников для разных групп риска.
На установочном семинаре при обсуждении плана работы площадки педагогами был поднят вопрос о включении в работу площадки еще одной категории детей, таких как одаренные дети.
В целях решения задачи по освоению теоретических оснований индивидуализации образовательного процесса в ДОУ проведен семинар, на котором педагоги обсудили понятие индивидуализации и значения индивидуального образовательного маршрута для дошкольника.
Всем педагогическим коллективом пройден онлайн курс «Индивидуализация в ДОУ».
Рабочей группой разработан локальный нормативный акт «Положение об индивидулизации образовательного процесса в ДОУ». Данное положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника.